8 (3532) 77-65-52
Саморегулируемая организация
Некоммерческое партнерство "ЖКХ-Стандарт"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Изменения в жилищном законодательстве.

Федеральными законами от 28.06.2014 № 200-ФЗ, от 21.07.2014 г. № 217-ФЗ, № 255-ФЗ внесены основополагающие изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, которые касаются деятельности по управлению многоквартирными домами и всех, кто проживает в таких домах, а также в осуществления жилищного надзора.

Предлагаем ознакомиться с изменениями в жилищном законодательстве.

Основные условия для получения управляющими организациями лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.

Для получения лицензии юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы только на территории Российской Федерации, организациям, зарегистрированным на территории иностранных государств, лицензия выдаваться не будет. При этом необходимо получить лицензию – до 01.05.2015 г. Невыполнение данного требования (осуществление деятельности без лицензии) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вводимой с 1 января 2015 года. В качестве административных наказаний предусматриваются:

административный штраф на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет;

 на индивидуальных предпринимателей - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет;

на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Также обязательным для организации, которая собирается получить лицензию, является наличие у ее руководителя квалификационного аттестата, отсутствие неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления, преступления средней тяжести или особо тяжкие преступления, а также его отсутствие сведений о данном лице в реестре дисквалифицированных лиц. Кроме того, лицензиат должен соблюсти все требования к раскрытию информации, установленные ч. 10 ст.161 ЖК РФ. Получение квалификационного аттестата, который выдается на 5 лет, предполагает сдачу квалификационного экзамена.

Порядок сдачи квалификационного экзамена

Порядок проведения квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых претенденту на экзамене, порядок определения результатов такого экзамена устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

По итогам проведения квалификационного экзамена лицензионная комиссия составляет и подписывает протокол квалификационного экзамена, который направляется в ГЖИ по Оренбургской области.

График проведения квалификационных экзаменов будет размещаться в том числе на официальном сайте ГЖИ по Оренбургской области в сети Интернет (www.orengil-ins.orb.ru).

Кроме того, разработана Программа для подготовки к сдаче экзамена для руководителей органов государственного жилищного надзора и управляющих организаций (http://xheap.ru/ – главная страница).

Комиссия по лицензированию в Оренбургской области

Указом Губернатора Оренбургской области от 29 августа 2014 года № 570-ук образована комиссия по лицензированию, также утверждено положение о ней. В состав вошли 10 человек. Основными полномочиями комиссии являются:

принятие решений:

о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии;

об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии;

принятие квалификационного экзамена у должностного лица, должностных лиц соискателя лицензии, лицензиата;

участие в мероприятиях по лицензионному контролю.

С указом можно ознакомиться на официальном сайте жилищной инспекции. Также на сайте создан специальный раздел «Лицензирование», где будут публиковаться все материалы, касающиеся данного вопроса.

Отказ в получении лицензии

Отказать в предоставлении лицензии организациям лицензионная комиссия может при предоставлении недостоверной или искаженной информации, а также при несоответствии организации лицензионным требованиям. Заявление на получение лицензии рассматривается органами государственного жилищного надзора в течение 30 рабочих дней, затем для лицензионной комиссии готовится мотивированное предложение о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами либо об отказе в её предоставлении.

Лишение лицензии

Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации.

Однако законом предусмотрено, что при наличии у организации или у должностного лица в течение календарного года двух или более административных наказаний, назначенных судом за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора, в отношении конкретного многоквартирного дома, такой дом может быть исключен из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Соответствующая информация направляется собственникам помещений дома, которые вправе в течение 2 месяцев со дня информирования об основаниях исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, принять решение о продолжении управления их многоквартирным домом организацией, которая ранее управляла домом. Копия протокола общего собрания собственников с таким принятым решением должна быть направлена в органы государственного жилищного надзора в течение 3 рабочих дней со дня оформления протокола.

Кроме того, полученная лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании заявления органа государственного жилищного надзора, составленного по решению лицензионной комиссии.

Основанием для решения лицензионной комиссии о подаче заявления в суд об аннулировании лицензии у организации является исключение из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, площадь которых составляет пятнадцать или более процентов от общей площади многоквартирных домов, которые находились в управлении у организации в течение календарного года до даты принятия решения об обращении в суд.

Реестр лицензий

Сведения о наличии лицензий, выданных организациям, информация об адресах многоквартирных домов, которые находятся в управлении организаций на основании лицензии, а также сведения об аннулировании лицензий должны содержаться в реестрах лицензий субъектов РФ, а также в федеральном реестре.

Данная информация должна быть открыта для всеобщего ознакомления и размещена на официальных сайтах органов государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Товарищества собственников жилья, жилищно-строительные и жилищные кооперативы в условиях лицензирования управляющих организаций

Согласно внесенным изменениям ТСЖ, созданное в двух и более многоквартирных домах, должно быть реорганизовано до 1 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами.

ТСЖ, ЖСК и ЖК не будут лицензироваться при условии, что в их состав будет входить только один многоквартирный дом либо несколько домов при условии соответствия требованиям пункта 1 части 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации. Надзор за их деятельностью инспекцией будет осуществляться в установленном порядке путем проведения плановых и внеплановых мероприятий при осуществлении регионального государственного жилищного надзора.

Таким образом, ТСЖ, в состав которых входит несколько многоквартирных домов, несоответствующие требованиям пункта 1 части 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации должно быть реорганизовано в порядке, установленном частью 3 или 4 статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации, до 1 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами.

Непосредственный способ управления

Собственники помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором более чем шестнадцать, в случае непосредственного управления таким домом в срок до 1 апреля 2015 года обязаны провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и принять решение о выборе иного способа управления. В случае, если указанное решение не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, орган местного самоуправления обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.

Другие изменения

Введена должность главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации, который будет осуществлять координацию деятельности органов жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации.

Положение о главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2014 г. № 927. Также данным постановлением установлен порядок согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор.

30 сентября 2014 г. на должность главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации назначен заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Чибис.

Помимо этого, расширены полномочия инспекции в части обращения в суд. В случае выявления нарушения обязательных требований инспекция может подать заявление в суд, в том числе:

в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц;

о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным Жилищным кодексом.

Кроме того, частью 8 ст. 20 Жилищного кодекса РФ предусмотрена возможность осуществления общественного жилищного контроля, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

http://www.orengil-ins.orb.ru/index.php?id=1&/index.php?id=2&scPage=3&scId=83