8 (3532) 77-65-52
Саморегулируемая организация
Некоммерческое партнерство "ЖКХ-Стандарт"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Андрей Чибис открыл пленарное заседание ЖКХ-Конгресса

Сегодня открывал пленарное заседание на ставшем уже традиционном Национальном конгрессе "Современные подходы к модернизации и управлению ЖКХ в России". В зале собрались, в основном, управляющие компании, те, кто из 2.3 млн многоквартирных домов управляют 80%. Говорили, разумеется, о проблемах и задачах. Честно, открыто, не всегда приятное. 

Мы, когда принимали решение о лицензировании рынка УК, не стремились зачистить площадку, что многие тогда нам вменяли. Этот шаг был вынужденный. Что скрывать, за первые десятилетия "свободы" частной собственности, в этой сфере совершено много ошибок, да и дров не меньше наломано. Ожидаемый конкурентный рынок превратился в локальную монополию. Словосочетание "коммунальные войны" надолго врезалось в память страшными кадрами НТВ или историями знакомых-друзей...

Конечно, ситуация сейчас абсолютно иная. Работают инструменты контроля за деятельностью УК. При наличии двух судебных решений Госжилинспекция отстраняет компанию от управления домом. Количество споров резко сократилось, а исполненных предписаний ГЖИ, напротив, увеличилось. Мы сегодня имеем объективно другой рынок, правила игры на котором установлены законом. И честных, адекватных, ответственных управляющих компаний, на самом деле, в сотни раз больше "ненадежных". Но то недоверие, которое, словно генетическая память, до сих пор сидит в нас, мешает увидеть, что и эта часть ЖКХ меняется к лучшему. 

Мы все вместе не так давно стали собственниками, и все вместе сегодня учимся быть собственниками ответственными: понимать проблемы, оценивать инструментарий и решать трудности сообща. От УК зависит много, но далеко не все. Задача таких организаций - качественно выполнять договорённости (закрепленные, кстати, документально) и налаживать диалог с жителями. Мало сделать, нужно объяснить: что, зачем и почему ты сделал. А вот с этим частенько бывают проблемы (одну такую рязанскую историю я не так давно рассказывал). 

Мы сегодня, как и последние полгода точно, много говорили об открытости. Да, это сложно. Но к этому нужно стремиться. Потому что открытость в наше время - один из главных критериев оценки эффективности. То самое доверие, которое порядочные УК пытаются заслужить, невозможно без открытости и прозрачности. Это - стандарты современности. И руководству части компаний, к сожалению, до них придётся ещё дорасти. Я видел это по глазам, сидящих в зале некоторых управленцев. Тот самый случай, когда сотрудник УК - уже не Афоня из одноимённого фильма, а вот руководитель - родном из советского ЖЭКа. Хочется верить, что подобных "экземпляров" с каждым днём будет становиться все меньше.

Конкуренция и растущее сознание потребителей - действенные инструменты борьбы за качественно иные услуги. Плюс набор решений государственного уровня, направленных как раз на мотивацию становиться добросовестнее. 
При этом не нужно забывать, что требуя ответственности, честности и порядочности от обслуживающей вас организации, необходимо самому быть адекватным и выполняющим обязательства собственником жилого помещения: платить вовремя за потреблённые ресурсы, ходить на собрания, не бояться принимать решения. 

Ещё раз повторюсь: от управляющих компаний зависит, действительно, много. Но от жителей, тех, кто платит деньги и требует качественных услуг - зависит гораздо больше. 

Пора уже окончательно осознать все плюсы и минусы рыночной экономики, частной собственности. И главное правило: наряду с правами у тебя есть и обязанности. Равновесие - вот то, к чему необходимо стремиться. И во взаимоотношениях УК-собственник - тем более. 

Заместитель Министра по строительству и ЖКХ А.В.Чибис