8 (3532) 77-65-52
Саморегулируемая организация
Некоммерческое партнерство "ЖКХ-Стандарт"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

«Инвестиционная ловушка» в теплоснабжении: где пути выхода из кризиса отрасли»


На фото: Президент СРО "ЖКХ-Стандарт", член Экспертного совета Комитета ГД РФ по жилищной политике и ЖКХ Евгений Михеев и руководитель рабочей группы по энергоэффективности Экспертного совета Комитета ГД РФ, Зам генерального директора завода "Лит" Владимир Цыганков

В «Президент-Отеле» состоялся круглый стол Либеральной платформы «ЕДИНОЙ РОССИИ» на тему: «Инвестиционная ловушка» в теплоснабжении: где пути выхода из кризиса отрасли».


На фото: Первый заместитель Комитета ГД РФ по жилищной политике и ЖКХ, президент НАМИКС Елена Николаева. Фото Рашида Арктикова.


Открыл совещание, В.А. Фадеев отметив, что во многих регионах в теплоснабжении мало что изменилось со времён, когда в стране активно проводилась индустриализация. Очевидно, что действующая сегодня инвестиционная схема, заложенная в тариф, не работает – большая часть средств идёт на текущие нужды, а системной модернизации мощностей не проводится. Либеральная платформа поставила перед собой цель проанализировать конкретные кейсы в разных городах России и понять – что препятствует привлечению инвестиций в теплоснабжение и, соответственно, проведению комплексной модернизации отрасли.

 
На фото: Выступает замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис

Свои позиции выразили представители крупных теплоснабжающих организаций – «Сибирской генерирующей компании», компании «Фортум». Генеральный директор СГК М.В. Кузнецов поддержал заданный В.А. Фадеевым ракурс рассмотрения вопроса – подойти к проблеме не абстрактно, а на примере конкретных городов и муниципалитетов. Кузнецов рассказал об опыте СГК в городе Рубцовск Алтайского края. Он отметил необходимость реорганизации системы теплоснабжения, доведения режима эксплуатации теплосетей до проектных, проектирования сетей так, чтобы «не переложить лишнего». Всё это – сложные инженерно-технические задачи, но у них есть и проблемный экономический аспект – срок окупаемости инвестиций составляет 12-15 лет. Это не катастрофично, если речь идёт о рыночной экономике с предсказуемым ценообразованием, однако все участники рынка тепла прекрасно понимают, что тариф может быть в любой момент «скорректирован». Потому Кузнецов предложил радикально упростить тарифообразование в теплоснабжении.

 
На фото: Заседания "Либеральной платформы" Единой России всегда многочисленны и представительны

Заместитель ген. директора «Фортума» П.Ф. Абдушукуров предложил иную концепцию – защитить потребителя от роста тарифов, но создать условия для того, чтобы сфера теплоснабжения начала функционировать на рыночной основе. Абдушукуров рассказал об опыте компании «Фортум» в г. Копейск недалеко от Челябинска – был подготовлен инвестиционный проект, но реализовать его не удалось.
В своём выступлении первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по жилищной политике и ЖКХ Е.Л.Николаева поддержала предложение Платформы перейти к обсуждению возможных экономических, законодательных, общественно-политических и иных стимулов для реформирования теплоэнергетической отрасли России в высокотехнологичную, финансово устойчивую, динамично развивающуюся по мировым стандартам отрасль экономики.

Она обратила внимание присутствующих на некоторые цифры. В частности, по состоянию на 1 января 2015 года на территории Российской Федерации по данным Минстроя России утверждено в установленном порядке 10 212 схем теплоснабжения – это 88% от общего количества схем, необходимых к утверждению). Ежегодно на замену тепловых сетей консолидированные бюджеты Российской Федерации тратят до 15 млрд. рублей. При этом на уровень износа тепловых сетей эти вложения кардинальным образом не влияют, так как носят несистемный характер - «латания дыр». Износ тепловых сетей в среднем по Российской Федерации сохраняется на уровне 55-60%, местами до 80 %. При этом снижаются инвестиции в теплоснабжение (в 2012 году инвестиции в теплоснабжение, согласно утвержденным инвестиционным программам теплоснабжающих организаций, составили 87,9 млрд. рублей, в 2013 году – 83, 5 млрд. рублей, в 2014 году – 69, 3 млрд. рублей, то есть снижение инвестиций в теплоснабжение за 2 года составило 20 процентов), «правила игры» в отрасли меняются каждый год, тарифообразование неэффективно, а ответственность размыта.
О последнем – чуть подробнее. Есть две понятные модели привлечения инвестиций – путём наращивания объёмов потребления тепла (в этом случае качественные характеристики объектов не изменяются) и путём улучшения технических характеристик объектов теплоснабжения (в данном случае речь идёт об энергоэффективной модернизации). Рассуждая о необходимости изменения ситуации в сфере теплоснабжения, мы должны задаться вопросом – какой мы хотим видеть отрасль? Она убеждена, что предпочтительным вариантом развития является именно энергоэффективный путь. Соответственно, необходимо развивать механизмы энергосервисных контрактов, принимая соответствующие поправки в законодательство, а также синхронизировать региональные программы капитального ремонта с энергосервисом.

Но как можно достичь энергоэффективной модернизации теплоснабжения, если данная сфера регулируется преимущественно Министерством энергетики РФ, отвечающим также за электроэнергию? Энергоэффективное теплоснабжение означает снижение потребления электричества – как решить этот конфликт интересов? Получается классическая ситуация, в которой «пчёлы» должны выступать против «мёда»; результат известен.

В результате она подвела итог и обратила внимание на следующие задачи, которые необходимо решить в первоочередном порядке: повысить прозрачность тарифообразования в сфере теплоснабжения; решить проблему подключения к сетям теплоснабжения; на федеральном уровне вести жесткую политику по синхронизации решений принимаемых на оптовом рынке электроэнергии и в регулировании отрасли теплоснабжения; в целях повышения прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли создать условия для повсеместного внедрения приборов учёта тепла.

Cчитаю важным создать единый центр ответственности за отрасль; поручить Минэнерго России пересмотреть правила разработки схем теплоснабжения городских и сельский поселений с численностью населения до 100 000 человек, сократив и упростив требования по сбору и расчету исходных данных, не влияющих на степень определения мероприятий по модернизации систем теплоснабжения; поручить Минэнерго России разработать правила приоритетного выделения лимитов подключения к газораспределительным сетям общего пользования объектов, в которых инновационные технологии теплоснабжения позволяют сократить удельное потребление природного газа на 10 и более процентов.

Принятие данных мер позволит преодолеть кризис в отрасли теплоснабжения.



Евгений Михеев