8 (3532) 77-65-52
Саморегулируемая организация
Некоммерческое партнерство "ЖКХ-Стандарт"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Любовь Суханова: «Опыт применения нового порядка расчета платы за ОДН»



В рамках дискуссионной площадки -  «Новации в ЖКХ. Региональный взгляд» состоялась встреча с депутатами Государственной Думы РФ Юрием Николаевичем Мищеряковым и зампредседателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Павлом Рюриковичем Качкаевым.

Директор УКЖФ «ГАРАНТ», основатель и активный член НП СРО «ЖКХ-Стандарт» Любовь Вениаминовна Суханова выступила на мероприятии с докладом «Опыт применения нового порядка расчета платы за ОДН»

С 01 января 2017 года платежи граждан за коммунальные ресурсы  (так называемые ОДН), потребленные на общедомовые нужды, исключены из состава коммунальных платежей и включены в плату жилья. При этом установлено, что плата за содержание общего имущества не должна превышать размер нормативного потребления для общедомовых нужд (постановление Правительства Оренбургской области №771-п от 27.10.2016г). 
 
По жилищному законодательству, для первоначального включения с 01.01.2017г. в плату за содержание жилого / нежилого помещения расходов на коммунальные услуги, потребляемые на содержание общего имущества МКД, решение собрания собственников не требуется.
 
Согласно п.2 ч.1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилищные услуги складывается из:
- платы за услуги и работы по управлению МКД;
- платы за содержание и текущий ремонт МКД;
- платы за электрическую энергию, горячую воду, холодную воду, отведение сточных вод, в целях содержания общего имущества в МКД.
 
Смысл нововведения в том, чтобы сделать процедуру начисления платежей гражданам за общедомовые нужды максимально прозрачной и понятной, чтобы каждый гражданин получающий квитанцию за ЖКУ понимал, за что платит и почему именно такую сумму.


 
Но для начала разберемся со старой схемой начисления ОДН – это разница между показаниями общедомового прибора учета и  показанием индивидуальных счетчиков по каждому виду коммунальных услуг (т.е. каждой конкретной квартиры). Раньше эту разницу рассчитывали ресурсоснабжающие организации (Водоканалы, тепловики, энергетики) и выставляли управляющим компаниями либо ТСЖ в счетах фактурах на тепло энерго ресурсы, несмотря на то, что начисление ОДН производилась ими как коммунальная услуга. В статье содержание  жилья затраты по ОДН в течении многих лет не включались, так как это коммунальные услуги, то есть у управляющих компаний, у ТСЖ , ТСН были прямые убытки. Теперь эта система больше не работает в цепочке «потребитель - поставщик ресурса» появилось новое звено управляющая компания, которая обязана считать количество израсходованной энергии на квадратный метр и контролировать работу всех приборов учета, правильность начисления и порядок расчетов.
 
Расчет размера платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества МКД (ОДН) в составе статьи по содержанию жилого / нежилого помещения производиться следующим образом:
 
Площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД (за исключением чердаков и подвалов) умножается на норматив потребления услуги на ОДН, установленный для соответствующих групп домов, и умножается на тариф для данного вида ресурса. Полученная величина делится на площадь всех жилых и нежилых (оформленных на праве собственности) помещений МКД и умножается на площадь квартиру или нежилого помещения.
 
Законодательно закреплено, что при включении в плату при содержании жилья расходов на оплату ОДН, размер оплаты услуг не может превышать нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленных постановлением Правительства региона.


 
Однако в дальнейшем величина тарифа на содержание жилых / нежилых помещений должна пересматриваться собственниками жилья на общих собраниях.
Изменение размера платы за содержание жилья (в том числе – вызванного изменением перечня работ по содержанию) необходимо  решение общего собрания собственников помещений, при этом срок действия ранее утвержденного размера плат на момент принятия такого решения должен составлять не менее одного года. Поэтому все рекомендации Минстроя и других органов о возможности начисления коммунальных услуг (ХВС, ГВС, электроснабжение, отведение сточных вод- ОДН) до решения общего собрания кроме как по утвержденному нормативу ни по каким другим расчетам (среднемесячных, среднегодовых, полугодовых) не возможно. 
 
Пример: собранием собственников жилья  утверждены тарифы  по содержанию жилья с 01.07.2016г.  в соответствии с законодательством на 1 год, следующие изменение платы за содержание жилого / нежилого помещения не ранее чем с 01.07.2017г., где и должны рассматриваться общим собранием включение в состав платы по содержанию расходы на ОДН.

На сегодняшний день в регионе установлены определенные нормативы (постановление Правительства Оренбургской области №771-п от 27.10.2016г.) потребления холодного, горячего водоснабжения и услуг по электроснабжению на ОДН, норматив которых:
по холодному водоснабжению в соответствии с техническими характеристиками МКД составляет от 0,026 м3 до 0,048м3 на 1м2, что не покрывает фактические затраты по ХВС исходя из показаний ОДПУ по обще годовому анализу;
К примеру в Ставропольском крае ОДН норматив по холодному водоснабжению составляет 0,029-0,067 м3.
Челябинская область 0,055 - 0,092м3.
Самарская область  0,023 – 0,045 м3.
- по горячему водоснабжению в соответствии с техническими характеристиками МКД составляет от 0,018 м3 до 0,024 м3 на 1м2, что не покрывает фактические затраты по ГВС исходя из показаний ОДПУ по обще годовому анализу;
К примеру в Ставропольском крае ОДН норматив по горячему водоснабжению составляет 0,029-0,067 м3.
Челябинская область 0,059 - 0,094м3.
Самарская область  0,023 – 0,045 м3.
по электроснабжению в соответствии с техническими характеристиками МКД составляет от 1,93 кВт до 4,17 кВт на 1м2, а для МКД оборудованных 2-мя лифтами, ИТП, насосами, фасадным освещением, большим холлами и переходными лестницами и т.д. составляет от 4,17 кВт до 7,94 кВт на 1 м2,  что отражает реальную картину потребления электроэнергии по ОДН. 
К примеру в Ставропольском крае ОДН норматив по электроснабжению 2,34-11,17 кВт.
Челябинская область 3,84-9,05 кВт.
Самарская область  1,9 – 11,36 кВт.
 
Если МКД оборудованы приборами учета и оплата за ОДН складывается значительно выше чем по приборам, то управляющая компания должна руководствоваться показаниями прибора учета. При расчете по приборам учета фактически полученный объем коммунальных ресурсов будет распределяться между всеми собственниками помещений в МКД пропорционально в их доле на праве собственности согласно  площади. Управляющие компании для снижения издержек жителей МКД при оплате ОДН должны внедрять энергосберегающие технологии, выявлять незаконно проживающих граждан, ликвидировать незаконные подключения и устранять потери в инженерных сетях.
 
Таким образом, в целях не допущения ни обоснованного роста платежей граждан за содержание жилого / нежилого помещений управляющие компании должны ежемесячно  анализировать показания общедомовых приборов учета, фактического потребления ресурсов на ОДН. В случае уменьшения объема от утвержденного норматива включать в платежи граждан по факту в следующем за расчетным месяцем начисления услуг, но не ранее утвержденного тарифа содержания жилья общим собранием собственников.


 
Мнения специалистов Министерства РФ, а также специалистов Министерства Оренбургской области о необходимости расчета по теории среднего значения ОДН за предыдущие полгода / год не объективны и ошибочны, т.к. эти данные не дадут фактического потребления в следующем году по простым житейским причинам:
- выход из строя ИПУ в предыдущем году и в текущем;
- нарушение сроков эксплуатации / поверки ИПУ;
- изменение количества зарегистрированных граждан по мету жительства / пребывания;
- фактического проживания в предыдущем году, согласно актов;
- перерегистрация  права собственности помещения, уменьшение / увеличения количества собственников.
 
Что произошло на практике расчетов по теплоэнергоресурсам исходя из среднего потребления за прошедший год в начислении текущего года, что привело к большому доначислению гражданам за отопление.
 
В соответствии с требованиями ЖК РФ всем управляющим компаниям, ТСЖ, ТСН необходимо провести общие собрания собственников, согласно ст. 156 и 152 ЖК РФ с внесением изменений в договор управления МКД (в части включения в состав платы за содержание жилого / нежилого помещения расходов по коммунальным услугам, потребляемым при содержании общего имущества МКД) и определение стоимости коммунальных услуг (ХВС, ГВС, электроснабжения), используемых в целях содержания общего имущества в пределах норматива потребления, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области №771-п от 27.10.2016г., с последующим перерасчетом в следующем за расчетным месяцем исходя из показаний ОДПУ и фактического начисления гражданам, но не выше утвержденного норматива потребления.
 
Пресс-служба СРО “ЖКХ-Стандарт”